Восстановить учёт требуется в следующих случаях:▸ ошибки прошлых лет оказывают существенное влияние на текущий учет и отчетность
▸ входящие данные отчетности (бухгалтерской и налоговой) некорректные, что влечёт для собственников/учредителей искажение данных по бухгалтерской отчетности и потенциальные штрафы по налогам
Когда может понадобиться восстановление? - Отсутствует ведение учёта полностью
Особенно актуально для небольших компаний, где учёт вёл один специалистКак правило, об этом можно судить при частых запросах со стороны налоговой инспекции либо когда назначается выездная налоговая проверка- После проведения аудиторской проверки выявили низкое качество учётных данных
- Пропала бухгалтерская база и документы в результате форс-мажора (пожар, затопление, кража, фишинг, переезд)
Как проходит восстановление?Этап №1: Определение периода и охвата работОбычно берется период в пределах срока исковой давности (3 года), но восстановление может охватывать и более продолжительный период
Восстановление может быть как частичным (например, только один участок), так и полным (все участки)
Этап №2: Анализ Проводится анализ бухгалтерской базы данных и первичных документов (на наличие и на соответствие требованиям законодательства)
Далее проводится инвентаризация основных средств, материалов, прочего имущества
Осуществляется сверка взаиморасчетов с контрагентами и налоговыми органами
Этап №3: Восстановление Восстанавливаются первичные документы и на их основе создаются новые бухгалтерские регистры, записи в базе данных
Осуществляется подготовка и подача уточненных бухгалтерских отчетов и налоговых деклараций
Если необходимо — доплата недоимок и пеней по налогам.
Что мы проверяем и корректируем в процессе восстановления?Общее ведение бухгалтерского учёта:- Анализ положений учётной политики (в т.ч. для целей налогового учета)
- Документооборот: оценка соответствия требованиям законодательства
- Анализ корректности ведения бухгалтерского учета по разделам баланса: внеоборотные и оборотные активы, капитал, краткосрочные и долгосрочные обязательства
- Проверка соблюдения кассовой дисциплины
- Анализ полноты соблюдения требований валютного контроля
Налоги:
v Проверка формирования налоговой базы по налогу на прибыль
v Анализ доходов, расходов и первичных документов (в т.ч. корректность оформления) на предмет их соответствия критериям для целей учёта налога на прибыль
v Проверка формирования налоговой базы по НДС и правомерности применения различных налоговых ставок
v Анализ налоговых вычетов, порядка ведения раздельного учёта и исполнения обязанностей налогового агента
v Проверка полноты исчисления в части прочих налогов – налог на имущество, земельный, и т.п.
Заработная плата:
- Проверка расчётов по заработной плате на предмет их соответствия требованиям трудового законодательства и локальным нормативным актам Компании
- Проверка налогов и взносов с фонда оплаты труда (НДФЛ, соц. налог)
Кадры- Проверка наличия ЛНА, регулирующих трудовые отношения и оплату труда работников (например, Правила внутреннего трудового распорядка, Положение об оплате труда, Положение о премировании и другие ЛНА, регулирующие оплату труда и возмещение расходов работникам), и их соответствия действующему трудовому законодательству
- Проверка кадровых документов по личному составу в т.ч. анализ трудовых договоров и договоров ГПХ, штатное расписание, график отпусков, табели учета рабочего времени