Известно, что основные правила ТЦО в Узбекистане были созданы с учетом методологических документов по трансфертному ценообразованию, особенно значимым здесь является руководство ОЭСР. Кроме того, на местные правила повлиял опыт других стран СНГ.
Поначалу, когда налогоплательщики впервые столкнулись с новым законодательством по ТЦО, такие существенные нововведения вызывали большое количество вопросов из-за отсутствия налаженных процессов работы по данному направлению. При этом сейчас, спустя 2 года действия правил Раздела V.1 НК РУз, мы видим, что у клиентов уже выстроилась базовая последовательность шагов для соблюдения стандартных требований: от определения перечня контролируемых сделок до подачи уведомления и подготовки документации по ТЦО за отчетный период.
Следующим этапом адаптации к нововведениям, по нашему мнению, является
вопрос о сближении коммерческого ценообразования с налоговым. К такому принципу стремятся холдинговые структуры по всему миру, так как формирование цены сделки с учетом принципов ТЦО в будущем позволяет исключить неожиданные результаты по итогам года и усилить позицию налогоплательщика в случае возникновения вопросов со стороны налоговых органов. В качестве примера можно привести ситуацию
со сделками по реализации товаров через дистрибьютора с ограниченными функциями и рисками («Limited Risk Distributor»). При заключении такого рода сделок для целей следования методологии ТЦО
мы рекомендуем своим клиентам идти по следующему алгоритму:
- Проведение функционального анализа: вывод, что дистрибьютор соответствует модели «Limited Risk Distributor»;
- Выбор методологии ТЦО для установления цены сделки: подход «resale minus», при котором расчет цены реализации основывается на корректировке цены реализации в адрес третьих лиц на величину нормы прибыли дистрибьютора и его плановых расходов на осуществление данной сделки;
- Определение нормы прибыли дистрибьютора: проведение сравнительного исследования в соответствии с требованиями ст. 187 НК РУз на основании финансовых данных, доступных на момент установления цен, по результатам — применение наиболее безопасного значения рентабельности (например, медианного);
- Расчет цен поставок исходя из полученного рыночного интервала и плановых расходов дистрибьютора;
- Проведение мониторинга фактической рентабельности дистрибьютора на периодической основе: при необходимости проведение корректировок цен реализации последующих поставок.
Аналогичные алгоритмы можно применять и к более сложным сделкам, например, связанным с реализацией углеводородов, где цены формируются формульным методом с применением рыночных индикативов и корректировкой на дифференциал. Как мы уже отметили выше, такой подход имеет прикладной эффект для компаний, так как соблюдение законодательства по ТЦО позволяет налогоплательщикам оптимизировать налоговую нагрузку и повысить эффективность своей деятельности в целом.
Следование локальным требованиям является важным аспектом налогового планирования и финансовой стратегии компаний в Узбекистане.
Компания «Мариллион» имеет большой опыт работы в части ТЦО: за последние 7 лет команда успешно реализовала более 300 проектов по ТЦО для компаний различных отраслей, среди которых представители производственного сектора, индустрии потребительских товаров, фармацевтики, продуктов питания и напитков и других сфер, и
готова предложить свою помощьв решении данных вопросов
. «Мариллион» также предоставляет комплексные
услуги бухгалтерского сопровождения, расчета заработной платы и кадрового администрирования. Задача компании — не просто качественно выполнить работу, а сделать для клиента гораздо больше, быть гибкими и проактивными в решении задач бизнеса.